Во-первых, собственники помещений самостоятельно решают, каким способом управлять своим домом: собственными силами или с привлечением специалистов-профессионалов (управляющего, управляющей компании). Если качество предоставляемых услуг не будет соответствовать требованиям жильцов (некачественная или несвоевременная уборка территории, лестниц; несвоевременный вывоз ТБО, невыполнение работ по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования дома и др.), ТСЖ имеет право расторгнуть договор и пригласить для выполнения работ другие организации.
Во-вторых, ТСЖ само планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их очередность. План работ и смета расходов на год утверждаются на общем собрании членов ТСЖ. Не надо никого ни о чем просить, обивая пороги различных инстанций.
Любой член ТСЖ имеет возможность осуществлять контроль за расходованием средств товарищества, получаемых как за счет платежей населения, так и за счет поддержки государства (льготы, субсидии, компенсации и др.). В ТСЖ действует ревизионная комиссия. Прозрачность бюджета - это привилегия, которой лишены жители домов, в которых не созданы ТСЖ.
В-третьих, у ТСЖ появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в общедолевой собственности (технический этаж, подвал, колясочная и т.п.), рационального использования земельного участка, предоставления рекламных площадей и др.
В-четвертых, в ТСЖ создаются условия к экономному расходованию воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий. В ТСЖ создаются условия для более бережного отношения к местам общего пользования, так как жильцы знают, что в случае поломки общего имущества придется платить самим. После наведения порядка в доме самими жильцами никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д. (хозяин всегда знает цену своему труду). Как следствие, повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт дома, высвобождаются дополнительные средства для проведения ремонтных и профилактических работ, в перспективе могут быть снижены ежемесячные платежи за жилищные услуги.
В-пятых, участвуя в управлении собственным домом, жильцы сами определяют, какое именно соотношение в цене и качестве услуг для них является оптимальным.
Для выполнения некоторых работ по содержанию, ремонту, обслуживанию жилого дома товариществом могут привлекаться на договорных условиях жители дома (дополнительный заработок по месту жительства), для должников выполненные работы могут учитываться для соответствующего уменьшения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Все жильцы дома (владельцы квартир, наниматели), арендаторы жилых и нежилых помещений, владельцы нежилых помещений подчиняются решению общего собрания членов ТСЖ, принимают участие в расходах на содержание и текущий ремонт мест общего пользования. Дома, в которых создаются ТСЖ, в первую очередь включаются в адресные программы капитального ремонта и благоустройства, программы по установке металлических дверей и ремонту лестничных клеток, так как в этих домах появляется хозяин, который обеспечит поддержание порядка и сохранность того, что сделано. Объединение собственников в товарищество служит улучшению микроклимата в доме, так как люди, участвуя в собраниях, обсуждая важные вопросы деятельности товарищества, лучше узнают друг друга, приучаются действовать сообща и в общих интересах, создавая тем самым благоприятную атмосферу в доме и комфорт совместного проживания.
Как видно из всего вышеизложенного, к основным преимуществам товарищества собственников жилья можно отнести возможное сокращение расходов на содержание жилого помещения и коммунальных услуг. Это сокращение расходов может быть за счет того, что обслуживание и эксплуатация дома будут производиться на конкурсной основе организациями, предлагающими наиболее выгодные условия. Ведь, как говорят, коммунальная реформа - это структурная перестройка, и суть ее - обеспечить условия для создания в ней конкурентной среды. Только тогда у нас все будет хорошо. Предполагается, что в условиях ТСЖ будут созданы и условия к экономному расходованию воды, тепла, электрической энергии за счет установки узлов учета и применения энергосберегающих технологий. Предполагается, что будет предоставляться финансовая помощь со стороны государственных органов - государственные и муниципальные дотации на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсации за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса платежи собственника помещений в многоквартирном доме теперь разделяются на 2 части: плата за содержание общего имущества и плата за коммунальные услуги. Первая в соответствии с п. 8 ст. 156 ЖК РФ определяется органами управления многоквартирного дома. Оплату на содержание общего имущества в доме обязан вносить каждый собственник, вне зависимости от того, будет он являться членом товарищества собственников жилья или нет. Размер оплаты его пропорционален доле в общем имуществе, который будет определяться исходя из размера принадлежащего ему помещения. Влиять на размеры этой оплаты может только член товарищества собственников жилья, который может участвовать в деятельности ТСЖ, в том числе избирать и быть избранным в его органы управления. С оплатой же за коммунальные услуги дела обстоят еще интереснее. С 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Пункт 17 статьи 2 этого Закона определяет, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг коммунальных организаций являются в многоквартирных домах товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений. То есть жители, проживающие в тех домах, где создаются подобные юридические лица (ТСЖ, ЖСК, УК, СПК), не смогут сами заключать договора на водо-, тепло-, энергоснабжение. Договора на оказание коммунальных услуг теперь будут заключать в целом с домом, а не с каждой квартирой в отдельности. Это сразу же вводит понятие так называемой "круговой поруки": если кто-то из жителей окажется должен, отвечать путем отключения от услуг будут все. Исключение составят только те дома, где люди выберут форму управления - непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
С 1 марта 2005 г., со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в каждом многоквартирном доме жильцам, приватизировавшим свои квартиры, будут принадлежать на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир. Теперь собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. И распоряжаться этим может только общее собрание собственников жилых помещений, как, впрочем, и решать вопрос об обслуживании и содержании этого имущества. ЖЭК, ДЭЗ и прочие организации в ближайшее время перестанут существовать. То есть управлять этим имуществом должны теперь сами собственники через принятие решений на общем собрании собственников помещений. Организация общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, состоящем из 10 - 15 квартир, вполне осуществима, и такие собрания могут собираться на регулярной основе и принимать совместные решения по управлению имуществом, содержанию и его обслуживанию. Но если количество квартир возрастает в несколько раз, например многоквартирный дом, состоящий из 100 - 1000 квартир, то возрастают и проблемы созыва и проведения собрания такого количества собственников. Общее собрание собственников помещений такого количества квартир для принятия решений собрать все сложнее и сложнее. И где может разместиться одновременно 100, 500 человек без дополнительных финансовых затрат и кто должен нести эти финансовые затраты для проведения общего собрания собственников? Таким образом, значение организации товарищества собственников жилья для управления многоквартирным домом становится достаточно весомым, чтобы более подробно ознакомиться с требованиями, заложенными в новом Жилищном кодексе как одной из форм управления многоквартирным домом.
Необходимо обратить внимание и еще на одно новшество, введенное статьей 36 ЖК РФ, заключающееся в том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности и земельный участок, на котором расположен данный дом. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. То есть вместе с имуществом собственникам передана и земля, на которой находится многоквартирный жилой дом.