Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://alikov.cap.ru/
Прокуратурой Аликовского района на проект постановления администрации Тенеевского сельского поселения «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тенеевского сельского поселения, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, многодетным семьям в собственность бесплатно» дано отрицательное заключение.
В соответствии с п. 5 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления Земельным кодексом Российской Федерации не наделены полномочиями по изданию нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия предоставления земельных участков бесплатно многодетным семьям.
Кроме того, проектом предусматривалось право органа местного самоуправления в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах на земельный участок, предоставленный бесплатно многодетной семье, в течение 10 рабочих дней издавать решение о признании утратившим силу ранее принятого решения о предоставлении земельного участка в собственность с извещением гражданина об этом.
В этом случае многодетная семья, которая не обеспечила своевременную регистрацию перехода права собственности на земельный участок, наделяется правом повторно встать на учет многодетных семей, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с Законом на общих основаниях.
В силу ст.3 Федерального закона от 21июля 1998 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Государственная регистрация сделок установлена ст.164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Последствия уклонения от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки предусмотрены ст.165 Кодекса и согласно ч.2 данной нормы, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В силу ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Таким образом, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по изданию нормативных правовых актов по вопросам регулирования правоотношений, возникающих при заключении сделок с имуществом и их государственной регистрацией, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с п/п «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Закрепление данных положений создает условия, влекущие нарушение прав граждан, имеющих трех и более детей при решении ими вопросов, связанных с реализацией ими своих прав на бесплатное приобретение земельных участков и произвольному принятию решений должностными лицами по данным вопросам в каждом конкретном случае.