Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" действует 23 года (далее - Закон "О защите прав потребителей"). За это время в него было внесено более 20 изменений.
Особенностью Закона "О защите прав потребителей" является взаимосвязь его норм и норм отраслевых (специальных) федеральных законов, регламентирующих права граждан - потребителей различных услуг.
Существенные новации (вступили в силу с 1 июля 2014 года) связаны с принятием Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
С 1 марта 2013 года вступили в силу нормы направленные на усиление защиты прав участников гражданских правоотношений, в том числе, предотвращению противоправных действий в отношении граждан (потребителей). Лицо, в отношении которого было допущено заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.
В связи с изменениями в ГК РФ заслуживают внимания изменения в перечне объектов гражданских прав, в соответствии с которыми вместо работ и услуг в числе объектов гражданских прав определены "результаты работ и оказание услуг". Т.е. предмет соответствующего договора будет составлять не сама по себе работа, а ее конкретный результат, имеющий качественные характеристики.
Одной из сфер правоотношений с участием потребителей, в которой в 2013-2014 годах наиболее активно шел процесс совершенствования правового регулирования, стала сфера оказания услуг связи.
С 1 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 253-ФЗ, который закрепил право абонента сохранить свой абонентский номер, при заключении договора с другим оператором подвижной связи.
Ещё более значимые новации, вступившие в силу с 1 мая 2014 года, содержатся в Федеральном законе от 23 июля 2013 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Указанный закон ввел понятие такого получившего массовое распространение вида услуг связи как контентные услуги; закрепил в правилах оказание контентных услуг исключительно с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
Разработка и принятие данного закона были обусловлены многочисленными жалобами граждан на получение на свой номер мобильного телефона различной информации, за получение которой без согласия абонента с него списывались денежные средства.
До получения согласия абонента об оказании контентных услуг связи оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг (если данный вид услуг производится не самим оператором связи, а другой организацией, например специализированными сетевыми магазинами спортивными, по продаже ювелирных изделий и т.п.).
Кроме этого, заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах запрещается (пункт 1 ст. 44 Федерального закона "О связи").
Кроме того, согласно Федеральному закону N 304-ФЗ заключение юридическими и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами допускаются при наличии письменного документа, подтверждающего полномочия указанных юридических и физических лиц действовать от имени оператора связи.
В связи с необходимостью защиты интересов граждан в сфере финансовых услуг необходимо сказать о последних законодательных инициативах в этой сфере. Государственная Дума приняла 19 декабря 2014 года во втором и третьем чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". Наиболее значимой представляется новелла закона, увеличивающая предельную сумму страхового покрытия банковских вкладов граждан с 700 тысяч рублей до 1,4 миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 40 Закона "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, включая финансовую сферу, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Функции такого органа выполняет Роспотребнадзор, который находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.
Органами, наделенными специальной компетенцией по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг, являются Центральный банк России и его подразделения. Служба Банка России по финансовым рынкам (бывшая ФСФР) была полностью интегрирована в структуру центрального аппарата Банка России. При этом было создано девять новых подразделений, в том числе Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Иной подход к статусу уполномоченного содержит Федеральный закон 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющими расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей назначается Президентом Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет (ст. 1).
Несомненно, статус уполномоченного при Президенте Российской Федерации имеет значительные преимущества в сравнении со статусом финансового уполномоченного, являющегося должностным лицом соответствующей службы - некоммерческого партнерства.
Наряду с Роспотребнадзором, полномочиями в сфере защиты прав потребителей в различных сферах отношений наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей. Все перечисленные выше государственные органы, органы местного самоуправления и общественные объединения составляют национальную систему защиты потребителей*(1).
Роспотребнадзор готовит ежегодно подробный доклад о состоянии работы по защите потребителей в различных сферах экономических отношений; о состоянии законодательных актов, регулирующих права потребителей, деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в осуществлении защиты потребителей. Кроме того, Роспотребнадзор в своей деятельности также использует судебную практику разрешения споров с участием потребителей.
Что касается сферы жилищно-коммунальных услуг, то можно предположить, что введение обязательного лицензирования управляющих компаний послужит серьезным фактором улучшения качества услуг в этой сфере, а также позволит уменьшить число жалоб граждан на качество данного вида услуг.
В настоящее время в 26 субъектах Российской Федерации созданы и действуют координационные советы (комиссии) по защите прав потребителей Названные координационные советы создаются при региональных администрациях либо при правительстве субъекта Российской Федерации.
Законодательство предусматривает осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей установлены статьей 44 Закона "О защите прав потребителей". Проблема состоит в том, что деятельность органов местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей не отнесена законом к их обязанности. Названная выше норма устанавливает лишь их правомочия в данной сфере:
- рассматривать жалобы потребителей;
- консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что защита прав потребителей не отнесена к вопросам местного значения. Именно поэтому затрудняется реализация органами местного самоуправления соответствующих прав, установленных Законом "О защите прав потребителей". Помимо нестыковки норм Закона "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, существуют и проблемы, связанные с организацией финансирования соответствующих правомочий органов местного самоуправления. Все это привело к отсутствию самостоятельных структурных подразделений по защите прав потребителей в органах муниципальной власти. Хотя у органов местного самоуправления имеются практические возможности воздействовать на правоотношения с участием потребителей, защита прав потребителей для подавляющего большинства органов местного самоуправления не является общепринятой практикой. Сведение работы по защите прав потребителей к проведению консультаций для граждан не решает основных задач в этой сфере.
Необходимо отметить, что изменения как в Закон "О защите прав потребителей", так и в федеральные законы, регулирующие отношения с участием потребителей в различных сферах (финансовые услуги, отношения по перевозке пассажиров, груза и багажа, жилищно-коммунальные услуги и др.), вносятся, но вопросов остается много.