Отчет финансового отдела администрации Аликовского района о результатах деятельности за 2013 год и основных направлениях деятельности на 2014 год
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации органом местных администраций муниципальных образований, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовый орган муниципального образования.
Финансовый отдел администрации Аликовского района является финансовым органом местной администрации Аликовского района, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Аликовском районе и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую сферу, координирующим в этой сфере деятельность иных органов самоуправления Аликовского района.
Финансовый отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки с собственной символикой.
В финансовом отделе в 2013 году работало 12 человек, в т. ч. 11 специалистов (муниципальных служащих). В отделе функционируют 3 сектора (бюджетный сектор, бухгалтерия и казначейский сектор).
Все специалисты имеют специальное финансовое образование. За каждым специалистом закреплен участок работы, регламентированный должностной инструкцией. В деятельности используются программы «СМАРТ-Бюджет», «Бюджет-КС», «1С предприятие», «1С Камин», «СБС++», «СЭД», «СУФД», «Ревизор-КС», «Свод-WEB», компьютерной техникой обеспечены в полном объеме.
Финансовый отдел подотчетен главе администрации района.
Финансовый отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами и правовыми актами Чувашской Республики, муниципальными правовыми актами, Уставом района, а также Положением «О Финансовом отделе администрации Аликовского района Чувашской Республики».
Отдел в своей работе взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации Аликовского района, с администрациями сельских поселений, Собранием депутатов Аликовского района, Межрайонной инспекцией ФНС РФ по Чувашской Республике, отделом № 2 УФК по Чувашской Республике, с предприятиями и организациями района, с Министерством финансов Чувашской Республики, другими министерствами Чувашской Республики, отделами и управлениями администрации района.
Приоритетными направлениями деятельности финансового отдела в 2013 году являлись:
- максимально эффективное управление муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики и приоритетных направлений деятельности администрации района;
- обеспечение качественного, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирования и исполнения бюджета, создание эффективной организации бюджетного учета и составления отчетности;
- обеспечение поступления доходов в консолидированный бюджет района в запланированных на 2013 год объемах;
- реализация мер, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала на территории района;
- безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств,
-поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов;
- повышение эффективности бюджетных расходов.
С учетом этих направлений, отделом в 2013 году проведена следующая работа:
Своевременно и качественно подготовлен и представлен в Министерство финансов Чувашской Республики отчет об исполнении консолидированного бюджета района за 2012 год.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Аликовского района "Об исполнении бюджета Аликовского района за 2013 год", которые состоялись 25 февраля 2013 года.
В течение года разработаны и представлены на рассмотрение Собрания депутатов Аликовского района триуточнения к бюджету района на 2013 год в связи с изменением объемов безвозмездных поступлений из республиканского и федерального бюджетов, а также получением дополнительных доходов бюджета района.
Разработаны и утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики в Аликовском районе на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, а также среднесрочный финансовый план Аликовского муниципального района на 2014-2016 годы.
Разработан, представлен на рассмотрение и принят Собранием депутатов Аликовского района бюджет района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Аликовского района о бюджете Аликовского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы.
Финансовым отделом за 2013 год проведено 3 совещания со специалистами бухгалтерской и экономической служб бюджетных, автономных и казенных учреждений по вопросам:
- сдача годовой отчетности по консолидированному бюджету района;
- подведение итогов представления квартальной отчетности и анализ исполнения бюджета за 2013 год;
- сдача квартальной отчетности;
- анализ состояния бухгалтерской отчетности;
- по совершенствованию процедуры сбора, свода и консолидации отчетности об исполнении бюджета Аликовского района и бухгалтерской отчетности муниципальных учреждений, основной целью которого является оптимизация и совершенствование процедур централизованного составления и предоставления отчетности.
Еженедельно проводились оперативные совещания с работниками финансового отдела по вопросам анализа исполнения бюджета за 2012 год и ежемесячное исполнение 2013 года, исполнение программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Аликовского района», об исполнение ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2012 года № 02-06-07/2335 «Об особенностях составления и предоставления квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2013 году» и другие текущие вопросы.
Основные показатели исполнения бюджета района за год характеризуются следующими данными:
За 2013 год в бюджет Аликовского района поступило доходов в сумме 283078,3 тыс. рублей, что составляет 99,1 процентов к годовым назначениям. Из них налоговые и неналоговые доходы составляют в сумме 40781,3 тыс. рублей, безвозмездные поступления из республиканского бюджета – 242297,0 тыс. рублей. Поступления налоговых и неналоговых доходов составляет 94,3процента кгодовым назначениям, а по безвозмездным поступлениям – 100 процентов.
В составе налоговых доходов бюджета Аликовского района наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 31573,7 тыс. рублей, налоги на совокупный доход – 4793,7 тыс. рублей; в составе неналоговых доходов – штрафы, санкции, возмещение ущерба - 1139,0 тыс. рублей, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 1951,9 тыс. рублей.
По сравнению с 2012 годом в 2013 году налоговых и неналоговых доходов в бюджет Аликовского района получено меньше на 833,7 тыс. рублей. Не до поступление доходов связано с понижением поступления налога на совокупный доход на 730,5 тыс. рублей и дохода от продажи материальных и нематериальных активов на 5338,6 тыс. рублей. В 2013 году налог на доходы с физических лиц поступил в бюджет Аликовского района на 4271,3 тыс. рублей.
Бюджет Аликовского района 2013 год по расходам исполнен на 271734,0 тыс. рублей или 93,5 процентов к годовым назначениям.
Приоритетами расходов бюджета Аликовского района в 2013 году стало:
- индексация и выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
- реализация мер социальной поддержки населения;
- финансирование районных целевых и ведомственных программ;
- переселение граждан из аварийного жилого фонда;
- ремонт муниципальных дорог;
- ремонт дворовых территорий к многоквартирным домам;
Большая часть расходов о бюджета района была направлена на социальное развитие района и содержание учреждений социальной сферы района:
- на систему образования - в сумме 151128,2 тыс. руб.;
- на развитие культуры – 164,0 тыс. руб.;
- на поддержку национальной обороны – 1067,0 тыс. руб.;
- на содержание и ремонт дорог, и строительство автодорог - 2551,3 тыс. руб.
Всего доходы бюджетов поселений составили 53246,8 тыс. руб. (это 778,6 тыс. руб. больше, чем в 2012 году или 98,5%), в т. ч. собственные – 11249,3 тыс. руб. (86,1% от уровня прошлого года, меньше на 1813,7 тыс. руб.) Расходы поселений в 2013 году составили 51678,6 тыс. руб., это 91,8 % к 2012 году или на 4491,4 тыс. руб. больше, чем в прошлом году.
В соответствии с требованиями Министерства Финансов Чувашской Республики для проведения мониторинга за 2012 год по оценке качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Чувашской Республики, финансовым отделом администрации Аликовского района подготовлены и направлены сведения для расчета индикаторов соблюдения муниципальными образованиями основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовое положение муниципальных образований.
Среди 26 районов и городов Чувашской Республики Аликовский район по итогам 2012 года занял 25 место.
Планом проведения контрольных мероприятий финансовым отделом администрации Аликовского района Чувашской Республики в 2013 году с учетом изменений было запланировано проведение 16 проверок, в том числе 8 тематические проверки. Фактически в 2013 году в учреждениях (организациях), поселениях произведено 16 проверок, по итогам представлены отчеты Министерство Финансов Чувашской Республики о результатах осуществления финансового контроля.
Еженедельно производилось администрирование операционных систем, антивирусных программ.
Ежедневно производились обслуживание и архивация баз данных, электронного документооборота по защищенным каналам связи расчетно-платежными документами, сведениями, отчетами.
В 2013 году финансовый отдел осуществлял кассовое обслуживание 54 учреждений по 123 лицевым счетам, в т. ч. лицевые счета:
главного распорядителя средств бюджета - 16;
получателей средств бюджета- 16;
бюджетного учреждения – 35;
автономного учреждения – 4;
отдельный для бюджетного учреждения – 35;
отдельный для автономного учреждения – 4;
для учета операций по средствам, поступающих во временное распоряжение получателя средств – 13.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела на 2014 год являются:
1) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг;
2) повышение отдачи от использования муниципальных расходов, в том числе за счет рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
3) гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов.
Первоочередные задачи финансового отдела на 2014 год:
1) Создание условий для увеличения доходов в бюджет, улучшение качества планирования:
- сохранение и развитие доходного потенциала на территории района;
-разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Аликовского района по основным налогам и сборам;
- совершенствование механизмов обеспечения полноты сбора налоговых и неналоговых платежей в бюджет Аликовского района и бюджеты сельских поселений, сокращение объемов недоимки;
2) Эффективное и результативное исполнение решения о бюджете Аликовского района на 2014 год. Обеспечение полного и своевременного выполнения принятых расходных обязательств, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам, долговым обязательствам, обеспечению качественного предоставления муниципальных услуг.
Для эффективного исполнения расходных обязательств необходимо:
- продолжить работу по оптимизации бюджетных расходов и бюджетной сети;
- продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов;
-проводить ежемесячный анализ кредиторской задолженности, не допускать возникновения новой;
- обеспечить соблюдение предельного размера дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- повысить качество финансового отдела за счет персонализации ответственности руководителей и оценки качества их деятельности;
- усилить роль финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях;
- повышение эффективности использования муниципального имущества.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела в сфере взаимодействия с главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных, автономных и казенных учреждений, муниципальными образованиями сельских поселений Аликовского района остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление муниципальных услуг.