Охрана прав детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы маленьких граждан страны закреплены в Конституции Российской Федерацииь, Семейном Кодексе Российской Федерации, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, республиканской программе “Дети-Чувашии на 2010-2020 годы”.
На 01.10.2013 г. в Аликовском районе на воспитании в семьях находятся 113 детей, из которых 68 детей находятся 36 приемных семьях, 37 детей- в опекунских семьях, 8 детей- в 7 семьях усыновителей.
Наблюдается рост количества приемных семей: 2010 год- 26 приемных семей, 43 ребенка, 2011 год- 30 семей, 53 ребенка, 2012 год- 32 семей, 59 детей, 2013 год- 36 приемных семей, 68 детей.
На содержание ребенка опекуну (попечителю), одному из приемных родителей выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в размере: для детей в возрасте до 2 лет – 5808 рублей, от 2 до 7 лет – 6041 рублей, от 7 до 18 лет – 6634 рублей.
Если ребенок воспитывается в приемной семье, одному из приемных родителей (опекуну (попечителю), осуществляющему опеку на возмездной основе) устанавливается вознаграждение в зависимости от количества взятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета: за воспитание одного-двух детей - 3295 рублей, за воспитание трех и более детей - 4680 рублей.
За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю, увеличивается на сумму, составляющую 50 процентов минимального размера оплаты труда.
При условии принятия на воспитание шести и более подопечных детей второму приемному родителю либо единственному приемному родителю выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 4680 рублей.
Также при передаче ребенка (детей) на воспитание в семью предусмотрена приемному родителю (опекуну, попечителю, усыновителю) выплата единовременного пособия в размере 13087,61 рублей (2012 год-12405,32 рублей).
Согласно закону Чувашской Республики от 03.10.2012 года №60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики» при усыновлении (удочерении) устанавливается единовременное денежное пособие на каждого усыновленного ребенка в размере 300 тыс. рублей, на каждого усыновленного ребенка из числа детей-инвалидов – в размере 375 тыс. рублей.
В сотрудничестве со специалистами сельских поселений, социальными педагогами общеобразовательных учреждений района осуществляется регулярный контроль за функционированием замещающих семей, проводятся обследования условий жизни подопечных детей, оказывается помощь в получении социально-правовой и психологической консультационной помощи. Так за 9 месяцев 2013 года проконсультировано 278 граждан по различным вопросам.
В средствах массовой информации публикуются статьи по вопросам жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Охрана имущественных и жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
Важным в работе органа опеки и попечительства является охрана жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на 15. 10.2013 детей данной категории, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в возрасте с 14 лет, 16 человек. На 2013 год предусмотрено покупка жилья на 3 детей, на 1 ребенка –капитальный ремонт закрепленного жилья
Работа по профилактике жестокого обращения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей
На территориии района проводится работа по профилактике социального сиротства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, регулярно проводятся рейды в данные семьи, ведется профилактическая работа. На 01 октября 2013 года в органе опеки и попечительства состоят 39 неблагополучных семей, где воспитываются 78 несовершеннолетних детей. По сравнению с предыдущими годами идет уменьшение доли детей риска.
Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, органы по труду, занятости и социальной защите, правоохранительные органы и другие. При поступлении информации в школы, детские сады по месту обучения (воспитания) или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего от заинтересованных органов, организаций, граждан о признаках социально опасного положения несовершеннолетнего учреждением образования проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания и при необходимости педагогическим советом или советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования принимается решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. Учреждением образования во взаимодействии с заинтересованными организациями разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по устранению причин и условий неблагополучия. В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении, ребенок снимается с учета тем же учреждением образования. В противном случае ребенок признается, нуждающимся в государственной защите, несовершеннолетний временно (не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют, разрабатывается совместно с заинтересованными организациями и утверждается план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. На протяжении этого периода времени с семьей проводится работа по устранению причин и условий, на основании которых ребенок был признан нуждающимся в государственной защите. Не позднее указанного срока и при условии выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенок возвращается в биологическую семью. В противном случае родители несовершеннолетнего судом лишаются родительских прав и ребенок по решению органов опеки и попечительства устраивается на семейные формы воспитания или помещается в детское интернатное учреждение.
Проводится разъяснительная работа с населением о порядке действий в случаях ставшими известных фактах ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей. К информированию о родителях, ненадлежащим образом выполняющих обязанности по воспитанию детей, подключены старосты деревень.
«Телефон доверия» работает во всех учреждениях профилактики.
За 9 месяцев 2013 года 2 родителей ограничены родительских прав за невыполнение родительских обязанностей по отношению 4 несовершеннолетним детям, 1 родительница лишена родительских прав в отношении 2 малолетних детей, 1 родительница ограничена родительских прав в силу болезни.
Основные причины отобрания детей – пьянство родителей, антисанитарное состояние жилых помещений, низких уровень дохода семей.
В целях организации работы по защите несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, выявлению семейного неблагополучия, недопущения совершения в отношении малолетних и несовершеннолетних преступлений, в течение года проводится акция «Полиция и дети», в которой принимают участие представители КДН, органы опеки и попечительства, здравоохранения, прокуратуры. Сотрудники полиции совместно с заинтересованными в ходе проведения акции посещали неблагополучные семьи, собирали и направляли в КДН материалы для решения вопроса о признании проживающих в таких семьях детей находящимися в социально-опасном положении.
ФЗ РФ от 29.12.2010 года №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Он вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью.
Закон делит несовершеннолетних на возрастные группы: до 6 лет, от 6 до 12 лет, от 12 до 16 лет, и старше 16 лет.
Закон, разумеется, не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти. Доносить до детей такого рода информацию необходимо тогда, когда они способны ее понять и принять, и в такой соответствующей их возрасту деликатной форме, чтобы эта информация не причинила вред их психическому здоровью.
Федеральный закон изучен и обсужден в педагогических коллективах, рассмотрен на родительских собраниях. Перед родителями отметили, что в средствах массовой информации, как телевидение, радио и печатная продукция размещены информационные знаки по возрастным группам и можно их для детей проконтролировать.
Участились случаи размещения в сети видеосъемок, снятых школьниками на мобильные телефоны или фотографий откровенно жестокого, циничного и аморального характера. И в целях ограничении доступа детей к нежелательной информации ответственность целиком и полностью возлагается на взрослых – так называемый «Родительский контроль». Родительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование Интернет по времени суток, дням недели или длительности сеанса.
Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимальных для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой.