Отчет финансового отдела администрации Аликовского района о результатах деятельности за 2012 год и основных направлениях деятельности на 2013 год
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации органом местных администраций муниципальных образований, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовый орган муниципального образования.
Финансовый отдел администрации Аликовского района является финансовым органом местной администрации Аликовского района, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Аликовском районе и нормативное правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую сферу, координирующим в этой сфере деятельность иных органов самоуправления Аликовского района.
Финансовый отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки с собственной символикой.
В финансовом отделе в 2012 году работало 11 человек, в т. ч. 10 специалистов (муниципальных служащих). В отделе функционируют 3 сектора (бюджетный сектор, бухгалтерия и казначейский сектор).
Все специалисты имеют специальное финансовое образование. За каждым специалистом закреплен участок работы, регламентированный должностной инструкцией. В деятельности используются программы «СМАРТ-Бюджет», «Бюджет-КС», «1-С предприятие», «Камин», «СБС++», «СЭД», «СУФД», «Ревизор-КС», «Свод-WEB», компьютерной техникой обеспечены в полном объеме.
Финансовый отдел подотчетен главе администрации района.
Финансовый отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами и правовыми актами Чувашской Республики, муниципальными правовыми актами, Уставом района, а также Положением «О Финансовом отделе администрации Аликовского района Чувашской Республики».
Отдел в своей работе взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации Аликовского района, с администрациями сельских поселений, Собранием депутатов Аликовского района, Межрайонной инспекцией ФНС РФ по Чувашской Республике, отделом № 2 УФК по Чувашской Республике, с предприятиями и организациями района, с Министерством финансов Чувашской Республики, другими министерствами Чувашской Республики, отделами и управлениями администрации района.
Приоритетными направлениями деятельности финансового отдела в 2012 году являлись:
- максимально эффективное управление муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики и приоритетных направлений деятельности администрации района;
- обеспечение качественного, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирования и исполнения бюджета, создание эффективной организации бюджетного учета и составления отчетности;
- обеспечение поступления доходов в консолидированный бюджет района в запланированных на 2012 год объемах;
- реализация мер, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала на территории района;
- безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств,
-поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов;
- повышение эффективности бюджетных расходов.
С учетом этих направлений, отделом в 2012 году проведена следующая работа:
Своевременно и качественно подготовлен и представлен в Министерство финансов Чувашской Республики отчет об исполнении консолидированного бюджета района за 2011 год.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Аликовского района "Об исполнении бюджета Аликовского района за 2011 год", которые состоялись 21 марта 2012 года.
В течение года разработаны и представлены на рассмотрение Собрания депутатов Аликовского района четыре уточнения к бюджету района на 2012 год в связи с изменением объемов безвозмездных поступлений из республиканского и федерального бюджетов, а также получением дополнительных доходов бюджета района.
Разработаны и утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики в Аликовском районе на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, а также среднесрочный финансовый план Аликовского муниципального района на 2013-2015 годы.
Разработан, представлен на рассмотрение и принят Собранием депутатов Аликовского района бюджет района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Аликовского района о бюджете Аликовского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы.
Финансовым отделом за 2012 год проведено 3 совещания со специалистами бухгалтерской и экономической служб бюджетных, автономных и казенных учреждений по вопросам:
- сдача годовой отчетности по консолидированному бюджету района;
- подведение итогов представления квартальной отчетности и анализ исполнения бюджета за 2012 год;
- сдача квартальной отчетности;
- анализ состояния бухгалтерской отчетности.
Еженедельно проводились оперативные совещания с работниками финансового отдела по вопросам анализа исполнения бюджета за 2011 год и ежемесячное исполнение 2012 года, исполнение программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Аликовского района», об исполнение ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2012 года № 02-06-07/2335 «Об особенностях составления и предоставления квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2012 году» и другие текущие вопросы.
Основные показатели исполнения бюджета района за год характеризуются следующими данными:
За 2012 год в бюджет Аликовского района поступило доходов в сумме 271939,9 тыс. рублей, что составляет 100,5 процентов к годовым назначениям. Из них налоговые и неналоговые доходы составляют в сумме 41615,0 тыс. рублей, безвозмездные поступления из республиканского бюджета – 230324,9 тыс. рублей. Поступления налоговых и неналоговых доходов составляет 103,9 процента к годовым назначениям, а по безвозмездным поступлениям – 100 процентов.
В составе налоговых доходов бюджета Аликовского района наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц – 27302,4 тыс. рублей, налоги на совокупный доход - 5524,2 тыс. рублей; в составе неналоговых доходов – доходы от продажи муниципального имущества - 5836,6 тыс. рублей, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 1084,7 тыс. рублей.
По сравнению с 2011 годом в 2012 году налоговых и неналоговых доходов по бюджету Аликовского района получено больше на 7805,4 тыс. рублей. В основном это налог на доходы с физических лиц (на 4208,2 тыс. рублей), налоги на совокупный доход (на 406,6 тыс. рублей) и доходы от продажи материальных и нематериальных активов (на 5100,0 тыс. рублей).
Бюджет Аликовского района 2012 год по расходам исполнен на 271102,3 тыс. рублей или 98,6 процентов к годовым назначениям.
Приоритетами расходов бюджета Аликовского района в 2012 году стало:
- индексация и выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
-реализация мер социальной поддержки населения;
-финансирование районных целевых и ведомственных программ;
- капитальный ремонт жилья в многоквартирных домах ;
- переселение граждан из аварийного жилого фонда;
- строительство Бизнес-инкубатор «Меркурий» в с. Аликово;
-ремонт муниципальных дорог;
-ремонт дворовых территорий к многоквартирным домам;
Большая часть расходов бюджета района была направлена на социальное развитие района и содержание учреждений социальной сферы района:
- на систему образования - в сумме 134194,6 тыс. руб.;
- на развитие культуры – 10733,5 тыс. руб.;
- на поддержку национальной обороны – 1035,7 тыс. руб;
- на содержание и ремонт дорог, и строительство автодорог - 25883,3 тыс. руб.
Всего доходы бюджетов поселений составили 52468,2 тыс. руб. (это 6124,5 тыс. руб. больше, чем в 2011 году или 113,2%), в т. ч. собственные – 13063,0 тыс. руб. (153% от уровня прошлого года, плюсом 4525,5 тыс. руб.). Расходы поселений в 2012 году составили 5018701 тыс. руб., это 970,2 % к 2011 году или на 1427,0 тыс. руб. больше, чем в прошлом году.
В соответствии с требованиями Министерства Финансов Чувашской Республики для проведения мониторинга за 2011 год по оценке качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Чувашской Республики, финансовым отделом администрации Аликовского района подготовлены и направлены сведения для расчета индикаторов соблюдения муниципальными образованиями основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовое положение муниципальных образований.
Среди 26 районов и городов Чувашской Республики Аликовский район по итогам 2011 года занял 15 место.
Планом проведения контрольных мероприятий финансовым отделом администрации Аликовского района Чувашской Республики в 2012 году с учетом изменений было запланировано проведение 16 проверок, в том числе 8 тематические проверки. Фактически в 2012 году в учреждениях (организациях), поселениях произведено 16 проверок, по итогам представлены отчеты Министерство Финансов Чувашской Республики о результатах осуществления финансового контроля.
Еженедельно производилось администрирование операционных систем, антивирусных программ.
Ежедневно производились обслуживание и архивация баз данных, электронного документооборота по защищенным каналам связи расчетно-платежными документами, сведениями, отчетами.
В 2012 году финансовый отдел осуществлял кассовое обслуживание 53 учреждений по 114 лицевым счетам, в т. ч. лицевые счета:
главных распорядителей средств бюджета - 16;
получателей средств бюджета- 87;
по учету средств, поступающих во временное распоряжение - 7;
автономных учреждений - 4.
В течении отчетного периода открыты 1 лицевой счет автономного учреждения, 1лицевой счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение; переоформлены 1 лицевой счет главного распорядителя, 26 лицевых счетов получателей средств; закрыт 1 лицевой счет главного распорядителя, 1 лицевой счет получателя средств, о чем сделаны записи в книге регистрации лицевых счетов.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела на 2013 год являются:
1) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг;
2) повышение отдачи от использования муниципальных расходов, в том числе за счет рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
3) гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов.
Первоочередные задачи финансового отдела на 2013 год:
1) Создание условий для увеличения доходов в бюджет, улучшение качества планирования:
- сохранение и развитие доходного потенциала на территории района;
-разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Аликовского района по основным налогам и сборам;
- совершенствование механизмов обеспечения полноты сбора налоговых и неналоговых платежей в бюджет Аликовского района и бюджеты сельских поселений, сокращение объемов недоимки;
2) Эффективное и результативное исполнение решения о бюджете Аликовского района на 2013 год. Обеспечение полного и своевременного выполнения принятых расходных обязательств, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам, долговым обязательствам, обеспечению качественного предоставления муниципальных услуг.
Для эффективного исполнения расходных обязательств необходимо:
- продолжить работу по оптимизации бюджетных расходов и бюджетной сети;
- продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов;
-проводить ежемесячный анализ кредиторской задолженности, не допускать возникновения новой;
- обеспечить соблюдение предельного размера дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- повысить качество финансового отдела за счет персонализации ответственности руководителей и оценки качества их деятельности;
- усилить роль финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях;
- повышение эффективности использования муниципального имущества.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела в сфере взаимодействия с главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных, автономных и казенных учреждений, муниципальными образованиями сельских поселений Аликовского района остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление муниципальных услуг.